На главную Карта сайта  Главная  АКДИ  Архив материалов  Реклама  Контакты
 Тематические разделы
Бухучет
Налоги
Право
Экономика
Финансы
 Органы госвласти
Государственная Дума РФ
Совет Федерации РФ
Конституционный Суд РФ
Высший Арбитражный Суд РФ
Федеральная налоговая служба РФ
 Продукты и услуги
Издания и подписка
Альтернативные подписные агентства
Консультационная площадка ВКП
 Индикаторы
Курсы иностранных валют

Котировки драгоценных металлов

Текущая ставка рефинансирования ЦБ
8,25% (+0,25%)
(История)
МРОТ - 5554 руб.
(Подробнее)
 Рассылки
Новости сайта АКДИ "Экономика и жизнь"
(Подробнее, архив)

        

Право

Комментарий к Трудовому кодексу РФ

      Предыстория создания.

     Кодекс законов о труде (КЗоТ) РСФСР был принят в 1971 году. В феврале 1988 г. в КЗоТ РСФСР были внесены изменения с целью его приближения к потребностям практики. Учитывая актуальность проблемы реформирования трудового законодательства при переходе к многоукладной экономике, Верховный Совет РСФСР Постановлением от 19 апреля 1991 года признал целесообразным подготовить проект нового Трудового кодекса Российской Федерации, соответствующего интересам трудящихся и объективным потребностям производства в условиях многообразия форм собственности. О необходимости скорейшего принятия Трудового кодекса было сказано в Указе Президента РСФСР от 26 октября 1991 года. В сентябре 1992 года была принята новая редакция Кодекса, который стал называться Кодексом законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ). Данная редакция КЗоТ РФ с последующими изменениями и дополнениями действует до настоящего времени.
     Коренное обновление действующего трудового законодательства и принятие нового Трудового Кодекса РФ предусматривалось в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 года. План действия Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 26 июля 2000 года, также предусматривает необходимые условия по принятию Трудового кодекса Российской Федерации.
     В 1999 году, последнем году работы Государственной Думы второго созыва, были внесены на рассмотрение три проекта Трудового кодекса РФ: от имени Правительства РФ, депутатов Государственной Думы Т. Г. Авилиани и А. Г. Голова.
     Все три проекта ТК РФ обсуждались в законодательных (представительных) органах власти субъектов Российской Федерации, в Совете Федерации, прошли экспертизу в ведущих научных организациях. Проекты были рассмотрены на парламентских слушаниях в апреле и в октябре 1999 года. По результатам этого обсуждения Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике (второго созыва) на своем заседании 21 октября 1999 года рекомендовал Государственной Думе отклонить проекты ТК, внесённые Правительством РФ и депутатом А. Г. Головым. Не получил поддержку Комитета и проект депутата Т. Г. Авалиани.
      Аналогичные результаты дало предварительное обсуждение проектов ТК РФ рабочей группой, образованной Комитетом по труду и социальной политике Государственной Думы третьего созыва 10 апреля 2000 года.
      При обсуждении правительственного варианта проекта Трудового кодекса РФ отмечалось, что его концепция не предлагает решения многих существующих проблем правового регулирования трудовых отношений, таких как особенности применения норм гражданского процесса при рассмотрении трудовых споров, регулирования порядка участия работников в управлении организацией, ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и гарантии по выплате заработной платы работникам в случае неплатежеспособности работодателя. Введение возможности работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени "по инициативе работника" сводит на нет гарантии, установленные при сверхурочной работе, и ведет к фактическому возврату к 12-часовому рабочему дню и 56-часовой рабочей неделе (в поправках Минтруда РФ, правда, вводится понятие "внутреннего совместительства", но этого недостаточно, чтобы разрешить указанные проблемы). Правительственный проект ТК не содержит основные принципы социального страхования, содействия занятости и защиты от безработицы, являющиеся чрезвычайно важными государственными гарантиями трудовых прав граждан. Не устранены недостатки действующего порядка разрешения коллективных трудовых споров. Полное безусловное лишение профсоюзов и коллектива работников права решающего голоса в вопросах принятия работодателем решений, связанных с установлением и изменением условий труда, увольнением работников вряд ли оправдано в условиях слабого государственного надзора и контроля за исполнением законодательства о труде, загруженности и неразвитости судебной системы. Проект не учитывает большое количество международных стандартов трудовых прав.
      Проекты ТК, представленные депутатами Т. Г. Авалиани и А. Г. Головым, имеют недостатки, не позволяющие рассматривать их в качестве серьезной альтернативы "правительственному" проекту. Так, проект ТК, внесенный депутатом А.Г. Головым, содержит только две из предполагаемых четырех частей Кодекса, что не дает возможности дать общую оценку проекта, и к тому же во многом дублирует положения правительственного проекта. Проект ТК, внесенный депутатом Т. Г. Авалиани, не учитывает изменений в современных социально-экономических отношениях и предлагает, по существу, вернуться к исходному тексту КЗоТ РСФСР от 1971 года, дополнив его лишь рядом положений, расширяющих права трудовых коллективов. Оба проекта получили в целом негативную оценку со стороны законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ, комитетов Государственной Думы и Совета Федерации.
      Следует отметить, что в ходе обсуждения проектов ТК отмечался целый ряд достоинств внесенного Правительством проекта, в первую очередь, - его наибольшая техническая проработанность по сравнению с альтернативными проектами. В то же время было высказано практически единодушное мнение о том, что он не может быть принят в первом чтении без концептуальной доработки. При этом участвовавшие в обсуждении представители Правительства РФ соглашались с тем, что проект следует серьезно доработать, однако, несмотря на то, что им были представлены все имеющиеся в Государственной Думе замечания и предложения, а также высказана готовность принять участие в доработке (в том числе в рамках федеральной комиссии), проект остался без изменения.
      6 февраля 2001 года на заседании совета Государственной Думы было принято решение о рассмотрении ещё одного законопроекта Трудового кодекса РФ, который был внесён депутатами Государственной Думы А.В.Силивановым, М.В.Баржановой, И.В.Лисиненко, К.Б.Зайцевым, А.Н.Соболевым, И.Ю.Динес, А.В.Митрофановым, В.Н.Бондарь.
      Также на рассмотрение в Государственную Думу был представлен проект Трудового кодекса РФ, подготовленный 10 депутатами от различных депутатских объединений, представителем по которому назначен О.Шеин. Концепция этого законопроекта не в уставлении льгот, а в создании таких трудовых взаимоотношений, которые стимулировали бы рост производительности труда. Данный проект направлен на: укрепление трудового законодательства; стимулирование производительности труда; развитие договорной составляющей. В проекте установлена норма оплаты труда на уровне прожиточного минимума, оговорена необходимость поэтапного перехода на 35-часовую рабочую неделю.
      Еще раньше, а именно в мае 2000 года, восемь депутатов Государственной Думы третьего созыва, представляющих разные фракции и депутатские группы (В.Т.Сайкин, А.К.Исаев, А.И.Лукьянов, А.С.Иванов, Л.Н.Яркин, Г.Б.Мирзоев, В.В.Гребенников, В.В.Рязанский), внесли свой проект Трудового кодекса РФ. Проект устанавливает государственные гарантии трудовых прав граждан и направлен на обеспечение защиты интересов как работников, так и работодателей. Нормы кодекса приведены в соответствие с Конституцией РФ и действующими федеральными законами, Конвенциями МОТ и иными международными договорами Российской Федерации.
      Проект создан на основе действующего КЗоТ РФ с внесением в него значительного числа изменений и дополнений и направлен, прежде всего, на сохранение и развитие того ценного опыта регулирования трудовых отношений, которые вобрал в себя действующий Кодекс, а также на решение возникших в последнее время наиболее острых проблем, таких, как задолженность по заработной плате, массовые высвобождения работников, диктат работодателей на рынке труда в условиях роста безработицы и других.
      В проекте предусмотрена ответственность работодателей за задержку выплаты заработной платы. В случае задержки работники могут не выходить на работу 10 дней без ущерба для своих прав. Сохранены нормы по защите прав работающих женщин, нормы заключения коллективных договоров и соглашений, обязанность работодателя договариваться с профсоюзами.
      Проект исходит из того, что развитие трудового законодательства не должно существенно опережать процесс перехода к рыночным отношениям в экономике. При его реформировании должна учитываться инерционность как общественного сознания в целом, так и отдельных элементов системы функционирования права: надзора и контроля за соблюдением законодательства, разрешения трудовых споров, локального и договорного нормотворчества и т.д. В противном случае не сможет быть обеспечена необходимая эффективность трудового законодательства, будет нарушена сбалансированность в соблюдении интересов работников, работодателей и государства. Другими словами, необходимо обеспечить преемственность Трудового кодекса по отношению к КЗоТ РФ, что может выразиться в максимально возможном использовании устоявшихся понятий, принципов и структуры, а Трудовой кодекс, который призван заменить действующий КЗоТ РФ, должен быть законодательным актом переходного периода.
      Рассмотрев все вышеперечисленные законопроекты, можно сделать вывод о том, что нередко они по своему содержанию противоречат друг другу и по-разному представляют интересы как работников, так и работодателей. Учитывая значимость нового Трудового кодекса, а также наличие множества противоречащих друг другу интересов и мнений по вопросу его содержания, Государственная Дума приняла следующее решение.
      15 марта 2001 года в соответствии с Постановлением Госдумы ФС РФ N 1250-III ГД была создана рабочая группа по подготовке согласованного варианта проекта Трудового кодекса Российской Федерации. Председателем этой рабочей группы избрана Первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Любовь Константиновна Слиска.
      В состав группы вошли:
      - авторы альтернативных проектов Трудового кодекса РФ; - депутаты Государственной Думы - с правом решающего голоса; - представители Правительства РФ (в том числе Министр труда и социального развития РФ Александр Починок, его заместитель Владимир Варов, первый заместитель Министра экономического развития и торговли РФ Михаил Дмитриев и заместитель Министра юстиции РФ Евгений Сидоренко);
      - представители общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей с правом совещательного голоса.
      Участникам этой рабочей группы удалось разработать согласованный вариант Трудового кодекса РФ. Он был внесен в Государственную Думу депутатами А.К.Исаевым, Л.Н.Яркиным, Г.Б.Мирзоевым, В.В.Гребенниковым, В.В.Рязанским. Это депутаты, которые ранее являлись авторами проекта Трудового кодекса РФ, внесенного в Государственную Думу в мае 2000 года.

     Содержание нового Трудового кодекса РФ.

     Социальное партнерство.
      Новый Трудовой кодекс РФ устанавливает, что работодатель при подготовке целого ряда управленческих решений, затрагивающих интересы работников, должен принимать их с учетом мнения соответствующих органов профсоюзов. Предусмотрено, что в спорных случаях стороны должны проводить обязательные взаимные консультации. В случае если соглашение между сторонами не будет достигнуто, представители работников вправе начать процедуру коллективного трудового спора. В соответствии с рассматриваемым документом коллективный договор будет заключаться специальной комиссией, в которую могут войти все профсоюзные организации, представленные на данном предприятии. Коллективный договор заключается на срок не более 3 лет. Представителями работников являются профессиональные союзы и их объединения или иные представители, избираемые работниками. Представителями работодателей являются руководитель организации или уполномоченные им лица. Оплата труда.
      ТК РФ устанавливает минимальную заработную плату не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска или других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с учетом процентов в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты.
      Впервые предусматривается право работника в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. При этом работник обязан известить работодателя о планируемой приостановке работы в письменной форме. Введена норма, устанавливающая, что выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте РФ (в рублях).
      При этом в соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ и международным договорам РФ. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов общей суммы заработной платы. Таким образом, на законодательном уровне закреплено, что работодатель имеет право до 20 процентов заработной платы выплачивать работнику в натуральной форме, в том числе и продукцией, производимой предприятием.

      Трудовой договор.
      В кодексе определены общие положения о трудовом договоре между работодателем и работником. Трудовые договоры, по данному документу, могут заключаться на неопределенный срок или на срок до 5 лет (срочный трудовой договор). Работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, необусловленной трудовым договором. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16-летнего возраста. Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора, который может быть обжалован в суде.
      Одно из новшеств ТК РФ – включение специальной главы, посвященной ученическому договору. Работодатель вправе заключать такой договор как с лицом, ищущим работу, - на профессиональное обучение, так и с работником данной организации – на переобучение без отрыва от работы. Одно из обязательных условий такого договора – обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре. Если же ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет своих обязательств по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возмещает понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
      В отличие от ранее действовавшего КЗоТа новый Трудовой кодекс РФ определяет существенные условия трудового договора. К ним, в частности, относятся: место работы, дата начала работы, наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция; права и обязанности работника и работодателя; характеристики условий труда, компенсации и льготы работниками за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях; условия оплаты труда; виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

      Рабочее время.
      Продолжительность рабочего времени в соответствии с проектом не может превышать 40 часов в неделю. Продолжительность рабочего дня, непосредственно предшествующего праздничному дню, уменьшается на 1 час. Однако продолжительность рабочего времени может быть увеличена как по инициативе работника, так и по инициативе работодателя.
      Праздничными днями в РФ являются 1, 2, 7 января, 23 февраля, 8 марта, 1, 2, 9 мая, 12 июня, 7 ноября, 12 декабря. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день должен быть перенесен на следующий после праздничного рабочий день.

      Отпуск.
      Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска по Трудовому кодексу РФ должна составлять 28 календарных дней. Следует отметить, что максимальным пределом продолжительность отпуска не ограничивается. Теперь законодательно установлено, что по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом, хотя бы одна из частей должна быть не менее 14 календарных дней. При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные им отпуска. Работнику также может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы по уважительным причинам, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. Студентам будут предоставляться дополнительные отпуска с сохранением заработной платы для сдачи экзаменов и защиты дипломной работы. При ликвидации организации увольняемым работникам должно выплачиваться выходное пособие в размере среднемесячного заработка. По ТК РФ право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев непрерывной работы в одной организации. Также закреплено право работника на замену части отпуска денежной компенсацией.

Фомина Марина,
АКДИ "Экономика и Жизнь"



Материалы сайта «Экономика и жизнь»

Суточные за однодневную командировку: НДФЛ не будет

Могут ли суточные, выплаченные сотрудникам, которые направлены в однодневную командировку, рассматриваться в качестве компенсационных выплат, не облагаемых НДФЛ? Этот вопрос нередко становится предметом налоговых споров, 11 сентября 2012 г. Президиум ВАС РФ поставил точку в этом споре.

Документация: сроки хранения и передача в архив

Сроки хранения документов бухгалтерского и налогового учета прописаны в законодательстве. По истечении этих сроков документы уничтожаются. Но всегда ли оправданы такие действия? В каких случаях может появиться необходимость хранить документацию за пределами общих сроков? И можно ли хранить документы в электронном виде?

Обновленная «упрощенка»

В настоящей статье мы расскажем обо всех поправках, касающихся общей «упрощенки».

 «Экономика и жизнь»
Бизнес требует не расширять «черный» список Минфина
Экономика и жизнь № 32, 2014 год

Экономика и жизнь

  Оформить подписку
 Журналы
Страховые взносы с 2015 года: что изменится
Новая бухгалтерия № 8, 2014 год




  Оформить подписку
Суточные в загранкомандировке
ЭЖ Вопрос-ответ № 8, 2014 год




  Оформить подписку
Учет бюджетных субсидий на УСН
Малая бухгалтерия: «упрощёнка», «вменёнка», ЕСХН № 5, 2014 год




  Оформить подписку
Поправки в Налоговый кодекс
Официальные документы и разъяснения № 10, 2014 год



  Оформить подписку
Наличные расчеты (кассовые операции)
Экономико-правовой бюллетень № 8, 2014 год




  Оформить подписку
 Наши партнеры


     

Использование материалов сайта возможно только с разрешения редакции.
Интернет-сервер "АКДИ Экономика и жизнь" зарегистрирован Госкомитетом по печати. Рег. № 016119 от 15 мая 1997 г.

Copyright "АКДИ Экономика и жизнь" © 1997-2010, all rights reserved.
Тел.: (499) 152-68-65, факс: (499) 155-87-96,