На главную Карта сайта  Главная  АКДИ  Архив материалов  Реклама  Контакты
 Тематические разделы
Бухучет
Налоги
Право
Экономика
Финансы
 Органы госвласти
Государственная Дума РФ
Совет Федерации РФ
Конституционный Суд РФ
Высший Арбитражный Суд РФ
Федеральная налоговая служба РФ
Государственные органы в интернет
 Продукты и услуги
Издания
Консультационная площадка ВКП
 Подписка
Редакционная подписка
Альтернативные подписные агентства
 Индикаторы
Курсы иностранных валют

Котировки драгоценных металлов

Текущая ставка рефинансирования ЦБ
8,25% (+0,25%)
(История)
МРОТ - 5554 руб.
(Подробнее)
 Рассылки
Новости сайта АКДИ "Экономика и жизнь"
(Подробнее, архив)

        
Сегодня

Право

Комментарий к Федеральному закону РФ «О правовом положении иностранных граждан»

     Предыстория
     Необходимость в принятии нового закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определялась многими факторами. В первую очередь, вопросы правового положения иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, не были должным образом не урегулированными. Дело в том, что до вступления нового Закона действующее в этой области законодательство не отвечало требованиям, предъявляемым сложившейся политико-экономической ситуацией. Кроме того, что часть нормативно-правовых актов явно устарела и не соответствовала положениям Конституции Российской Федерации, национальным интересам Российской Федерации (до ноября 2002 года действовал принятый еще 24 июня 1981 года Закон «О правовом положении иностранных граждан в СССР»), многие вопросы вообще оказались за рамками правового регулирования.
     Кроме того, связанное с прозрачностью границ с государствами СНГ увеличение количества нелегально находящихся на территории России иностранцев из бывших союзных республик привело к ухудшению социально- экономической и криминогенной обстановки в стране. Определенное негативное влияние оказала и правовая неподготовленность Российской Федерации к наплыву беженцев из ближнего зарубежья после того, как Россия стала участником Конвенции "О статусе беженцев" 1951 года. Федеральные законы "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 года без всеобъемлющего федерального закона об иностранных гражданах были не в состоянии решить сложные проблемы, возникающие в связи с массовым въездом иностранных граждан в Российскую Федерацию с самыми различными целями.
     Новый Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» призван изменить сложившуюся ситуацию, ввести новую цивилизованную систему учета постоянно находящихся в России иностранных граждан, упорядочить регистрацию, пресечь неконтролируемую миграцию иностранных граждан и решить другие не менее актуальные задачи.
     Попытка принятия подобного закона уже ранее осуществлялась. В 1996 году в Государственую Думу был внесен Президентом РФ и депутатами ГД Бученковым Е.В., Вишняковым В.Г., Лисичкиным В.А., Митрофановым А.В. и Никифоренко Ю.В. проект федерального закона «О правовом положении иностранных граждан». Указанный законопроект прошел сложный путь: он вторично отклонялся Советом Федерации, а затем после принятия в редакции согласительной комиссии и одобрения Советом Федерации 10 июня 1998 года был возвращен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу без рассмотрения по причине отсутствия заключения Правительства Российской Федерации. В итоге 19 апреля 2001 года этот проект был снят Государственной Думой с рассмотрения.
     Однако уже в конце 1998 года теми же депутатами Государственной Думы, которыми был внесен первый вариант проекта, Бученковым Е.В., Вишняковым В.Г., Кувшиновым А.И., Митрофановым Ф.В. был представлен новый проект закона «О правовом положении иностранных граждан». По своей сути он явился доработанной редакцией первоначально вносимого законопроекта с аналогичным названием. В частности, Комитет Государственной Думы по вопросам геополитики внес дополнение, касающееся задержания иностранных граждан и их административного выдворения за пределы Российской Федерации, так как Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев эту правовую норму, принял решение, что и задержание и административное выдворение должно осуществляться только по решению суда.
     Комментируемый Закон, будучи проектом, так же, как и его предшественник, долго находился в стенах Государственной Думы, что было связано с внесением большого количества поправок. Основная их часть была направлена на достижение, в основном, двух целей. Во-первых, с тем, чтобы облегчить понимание и применение законопроекта, была несколько переработана структура законопроекта, а также было изменено расположение в нем нормативного материала. Вторая цель – это установление четкого правового режима для отдельных категорий иностранных граждан. С этой целью более детальной проработке подверглись категории "постоянно проживающие иностранные граждане" и "временно проживающие иностранные граждане". Кроме того, из проекта закона были изъяты, как не относящиеся к сфере правового регулирования данного документа, пункты, определяющие порядок выдачи виз и регулирующие права и статус беженцев.

     Содержание и структура Закона.
     Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет статус иностранных граждан и лиц без гражданства, регулирует отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также должностными лицами, возникающие в связи с проживанием (пребыванием), трудовой, предпринимательской и иной деятельностью иностранных граждан в Российской Федерации.
     Документ состоит из восьми глав и 38 статей, которые посвящены порядку регистрации, учету, контролю за проживанием и временным пребыванием, а также ответственности иностранных граждан. Кроме того, есть и традиционные главы, содержащие общие и заключительные положения и нормы об ответственности должностных лиц за нарушение настоящего Закона.
     Глава I Закона раскрывает основные понятия, применяемые в документе, такие как «иностранный гражданин», «лицо без гражданства», «законно находящиеся в Российской Федерации иностранные граждане», «приглашение на въезд в Российскую Федерацию», «разрешение на временное проживание» и другие.
     Также Законом определяется срок временного пребывания, равный сроку действия визы, а в случаях, не требующих получения визы, не превышающий девяносто суток.
     Разрешение на временное проживание может быть оформлено иностранному гражданину в пределах квоты, ежегодно устанавливаемой Правительством РФ с учетом демографической ситуации и возможности субъектов РФ по обустройству иностранных граждан. Срок действия разрешения составляет три года. В п. 3 ст. 6 Закона перечислены категории иностранных граждан, которым разрешение может быть выдано без учета квоты. Это, в первую очередь, лица, родившиеся на территории и состоящие в прошлом в гражданстве СССР или родившиеся на территории РФ, лица, состоящие в браке с гражданином России, имеющим место жительства на территории РФ и иные категории, предусмотренные Законом.
     В качестве оснований отказа в выдаче или аннулирования разрешения на временное проживание в комментируемом документе предусмотрены такие как выступление иностранного гражданина за насильственное изменение основ конституционного строя, финансирование, планирование террористических актов, иная поддержка террористической деятельности и ряд других. Часть причин совпадает с теми, которые служат основанием для отказа в выдаче или аннулирования вида на жительство.
     Что касается самого порядка получения вида на жительство, то он устанавливается ст. 8 Закона. В соответствии с данной статьей до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Срок действия вида на жительство составляет пять лет, по истечении которых он может быть продлен еще на пять лет.
     Относительно новыми для нашего законодательства являются понятия миграционной карты, иностранного работника, разрешения на работу. Согласно ст.2 рассматриваемого Закона, иностранным работником является иностранный гражданин, временно пребывающий в Российскую Федерацию и осуществляющий на основании разрешения на работу трудовую деятельность либо деятельность по выполнению работ на основании трудового или гражданско-правового договора, а также иностранный гражданин, зарегистрированный в РФ в качестве индивидуального предпринимателя.
     В документе целый ряд статей посвящен регулированию вопросов участия иностранных граждан в трудовых отношениях. Так, статья 13 Закона устанавливает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Они могут заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельностью. Однако это право должно рассматриваться в контексте ограничений, установленных Законом и направленных на соблюдение принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.
     Например, статья 14 Закона вводит ограничения относительно отношений иностранных граждан к государственной и муниципальной службе и отдельным видам деятельности. Так иностранный гражданин не имеет права замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, быть командиром воздушного судна гражданской авиации и заниматься другими видами деятельности, указанными в документе.
     Согласно п.4 ст.13 Закона работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии соответствующего разрешения, которое выдается органом исполнительной власти, занимающимся решением вопросов миграционной службы при наличии заключения соответствующего территориального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения. Кроме того, работодатель, пригласивший иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, принимает на себя ряд обязательств, таких как уведомление налогового органа о привлечении и использовании иностранных работников, оплата расходов, связанных с депортацией или административным выдворением за пределы РФ, и других, указанных в п.8 ст. 18 комментируемого документа.
     Временно пребывающие в Российскую Федерацию иностранные граждане должны иметь разрешение на работу. Оно выдается при условии внесения работодателем на специально открываемый счет средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника из РФ. Квота на количество иностранных граждан, приглашаемых в РФ в целях осуществления трудовой деятельности также, как и в случае с разрешением на временное проживание, ежегодно утверждается Правительством РФ. В статье 18 Закона также предусмотрен порядок оформления приглашения иностранного работника и перечень необходимых для этого документов.
     Глава II Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» помимо условий приглашения иностранных работников содержит нормы, регулирующие общий порядок оформления приглашений и порядок оформления приглашений иностранных граждан в целях обучения в образовательных учреждениях РФ.
     Вопрос регистрации иностранных граждан решен в Законе следующим образом: иностранный гражданин, въехавший в РФ, обязан зарегистрироваться по месту своего пребывания в течение трех рабочих дней со дня прибытия. Регистрация производится, если иностранный гражданин предъявил для регистрации миграционную карту, имеющую отметку пограничного контроля о въезде в РФ, и документ, удостоверяющий личность. Отдельно регламентируется порядок регистрации иностранных граждан в гостиницах. Законом предусмотрена новая система учета въезжающих в Россию.
     Планируется организовать централизованный учет иностранных граждан, пребывающих и проживающих в РФ, который будет осуществляться органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности. Для этих целей будет создан центральный банк данных, в котором будут содержаться сведения о времени приезда, местонахождении и роде занятий иностранных граждан. Учет отдельных категорий иностранных граждан должен осуществляться соответствующими органами исполнительной власти, ведающими вопросами образования, миграционной службы или иностранных дел соответственно.
     Контроль за проживанием, временным пребыванием и транзитным передвижением иностранных граждан, согласно статье 30 Закона, поручено осуществлять федеральному органу исполнительной власти, ведающему вопросами внутренних дел, и его территориальными органами.
     В целом, Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», на наш взгляд, восполняет существовавшие ранее пробелы в законодательстве, регулирующем вопросы пребывания в РФ иностранных граждан, и приближает регламентацию данных отношений к общепризнанным принципами и нормам международного права.

Шубина Татьяна,
АКДИ "Экономика и Жизнь



Материалы сайта «Экономика и жизнь»

Суточные за однодневную командировку: НДФЛ не будет

Могут ли суточные, выплаченные сотрудникам, которые направлены в однодневную командировку, рассматриваться в качестве компенсационных выплат, не облагаемых НДФЛ? Этот вопрос нередко становится предметом налоговых споров, 11 сентября 2012 г. Президиум ВАС РФ поставил точку в этом споре.

Документация: сроки хранения и передача в архив

Сроки хранения документов бухгалтерского и налогового учета прописаны в законодательстве. По истечении этих сроков документы уничтожаются. Но всегда ли оправданы такие действия? В каких случаях может появиться необходимость хранить документацию за пределами общих сроков? И можно ли хранить документы в электронном виде?

Обновленная «упрощенка»

В настоящей статье мы расскажем обо всех поправках, касающихся общей «упрощенки».

 «Экономика и жизнь»
«Минэкономразвития снизило прогноз роста и предлагает отменить бюджетное правило»
Экономика и жизнь № 14, 2014 год

Экономика и жизнь

  Оформить подписку
 Журналы
Регистрация счетов-фактур: девять особых ситуаций
Новая бухгалтерия № 4, 2014 год




  Оформить подписку
«Питание для работников подрядчика и НДФЛ»
ЭЖ Вопрос-ответ № 4, 2014 год




  Оформить подписку
«Налоговые поправки для УСН и ЕНВД»
Малая бухгалтерия: «упрощёнка», «вменёнка», ЕСХН № 3, 2014 год




  Оформить подписку
Определены виды электронной подписи, используемые в различных правоотношениях
Официальные документы и разъяснения № 5, 2014 год



  Оформить подписку
«Аренда и лизинг»
Экономико-правовой бюллетень № 4, 2014 год




  Оформить подписку
 Наши партнеры


     

Использование материалов сайта возможно только с разрешения редакции.
Интернет-сервер "АКДИ Экономика и жизнь" зарегистрирован Госкомитетом по печати. Рег. № 016119 от 15 мая 1997 г.

Copyright "АКДИ Экономика и жизнь" © 1997-2010, all rights reserved.
Тел.: (499) 152-68-65, факс: (499) 155-87-96,